Н.Я. МясковскийН.Я. Мясковский

Периоды жизни и творчества
Современники
Фотографии





Девятый зал Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве

Вы находитесь: Главная » Биография » Девятый зал Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве

Периоды жизни и творчества · Современники · Фотографии

Зал, расположенный справа от коридора, рассказывает о весьма интересном явлении 1920-1940-х годов – кружке П.А. Ламма и Н.Я. Мясковского, собиравшемся в квартире Ламма.

Квартира находилась в здании Московской консерватории, в крыле, предназначенном в те годы для жилья преподавателей (ныне в этом помещении располагается Белый зал).

Павел Александрович Ламм (1882-1951) принадлежал к числу рыцарей музыки, он верно служил ей всю свою жизнь: вел в консерватории класс камерного ансамбля, заведовал Государственным музыкальным издательством. Кроме того, он был крупным ученым-текстологом, который восстановил по автографам авторские партитуры, опер «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Князь Игорь» А.П. Бородина. По просьбе С.С. Прокофьева П.А. Ламм расшифровывал эскизы и составлял полные партитуры ряда произведений композитора.

Особая дружба, доходившая со стороны Павла Александровича до поклонения, связывала его с Н.Я. Мясковским. Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) - признанный глава русской симфонической школы советского периода. Его перу принадлежат 27 симфоний, фортепианные сонаты, квартеты, романсы, кантаты. у него учились А.И. Хачатурян, Д.Б. Кабалевский, ВЯ. Шебалин, А.Я. Эшпай и многие другие известные композиторы.

Кружок Ламма - Мясковского был настоящей творческой лабораторией где в переложениях для двух роялей (в восемь рук) звучала практически вся новая музыка, появлявшаяся в то время как в России, так и за рубежом. Кружок получил шутливое название «Ламмсимфанс» (по аналогии с известным коллективом тех лет - оркестром без дирижера Персимфансом).

Художественное решение Зала воссоздает облик кабинета профессора Московской консерватории: по периметру расположены пристенные полки-шкафы, в центре стоят два рояля (один из них, фирмы «Bechstein», принадлежал П.А. Ламму). На собрания в квартиру П.А. Ламма приходили композиторы, исполнители, музыкальные ученые, в том числе А.Ф. Гедике, Ан.А. Александров, его жена певица Н.А. Александрова, С.Е. Фейнберг, К.С. Сараджев, Б.В. Асафьев, В.Я. Шебалин. Они исполняли и обсуждали музыку Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, присутствовавших авторов.

Слева в «кабинете» помещен мемориальный письменный стол Н.Я. Мясковского, кресло композитора и материалы, связанные с его творчеством. Справа представлена тема «Советская музыкальная наука 1920-1940-х годов»: показаны портреты и основные труды крупнейших музыковедов – Б.И. Асафьева (1884-1949), автора основополагающей работы «Музыкальная форма как процесс», Б.Л. Яворского (1877-1942), создателя теории ладового ритма, Г.Э, Конюса (1862-1933), автора теории метротектонического анализа музыкальных произведений, ученых-фольклористов К.В. Квитки (1880-1953) и Е.В. Гиппиуса (1903-1085), а также материалы Государственного института музыкальной науки (ГИМНа), организатором и директором которого был Н.А. Гарбузов (1880-1955), способствовавший развитию акустики как раздела музыкальной науки.

9 zal

Из путеводителя по экспозиции

glinka musium 1 glinka musium 2 glinka musium 3 glinka musium 4

Фотографии экспозиции

English
Сделано в IMHO VI