N. MyaskovskyN. Myaskovsky





Аннотация: концерта
Война и мир Николая Мясковского

Your location: Main » Articles » Аннотация: концерта
Война и мир Николая Мясковского

В августе 1914 года в жизнь Николая Мясковского ворвалась война. Один из лидеров молодого поколения русских композиторов, выпускник Петербургской консерватории и второго кадетского корпуса, потомственный военный инженер, Мясковский вскоре после начала боевых действий был призван в действующую армию, воевал поручиком саперной роты, был тяжело ранен. Его фронтовые письма полны ненависти к войне. С ее мерзостью, имперской идеологией и риторикой, - и тоски по музыке.

К началу великой Отечественной войны Мясковский (20 апреля 1941 года ему исполнилось шестьдесят) – крупнейший современный композитор, профессор Московской консерватории и глава столичной композиторской школы (учитель Арама Хачатуряна, Дмитрия Кабалевского, Виссариона Шебалина, Александра Мосолова), лауреат Сталинской премии первой степени (за Двадцать первую симфонию – одной из вершин жанра в музыке ХХ века).

Достигнув пика сложности в конце 20-х годов (Четвертая соната для фортепиано, Шестая и особенно Десятая симфония, с ее экспрессионистской трактовкой сюжета пушкинского «Медного всадника»), творчество Мясковского предвоенных лет отмечено «новой простотой» : психологический, драматической элементы его музыки вырастают из повседневности: многие темы имеют четкую жанровую основу.

Москва – Нальчик – Тбилиси – Фрунзе (ныне Бишкек) – Москва: август 1941 – декабрь – 1942… Такова военная дорого Мясковского. Эвакуированный в группе ведущих деятелей отечественного искусства, он одним из первых возвратился в столицу. Несмотря на трудности и лишения, в годы войны Мясковским написаны три симфонии (с Двадцать второй по двадцать четвертую), два марша и «Драматическая увертюра» для духового оркестра, кантата «Киров с нами» на стихи Н. Тихонова, четыре струнных квартета, Виолончельный концерт, сонатина, «Песня и Рапсодия», две сонаты для фортепиано (некоторые из указанных сочинений - по старым эскизам). Отношение Мясковского к войне проникнуто интимным патриотизмом, лишенным всякой официальности и казенности. «Годовщина войны. Малоутешительно, но духом не падаю – наше поражение просто неестественно», - запись в дневнике композитора (22 июня 1942) (Мясковский Н. Выписки из дневников. Ф. 2040. оп. 1 ед. хр. 65. РГАЛИ).

Характерный пример: Двадцать вторая симфония первоначально имела программный подзаголовок – «симфония-баллада о Великой отечественной войне». Впоследствии он был снят композитором: «Неужели недостает всей мишуры, словесных и звуковых выкрутасов, чтобы психологическое отношение художника к войне стало ясным. Я предпочитаю снять тему, нежели говорить пошлости» (письмо А.А. Иконникову, 12 мая 1942. Цит. По: Иконников А. Художник наших дней Н.Я. Мясковский, М., 1982, с. 269).

Столкновение звуковых образов войны и мира в Двадцать второй симфонии (особенно ее финале) лишено яркой театральности (как в Седьмой Шостаковича или Второй Хачатуряна), что лишь усиливает эмоциональное воздействие музыки. Мясковский изобрел характерное для себя абстрактно-симфоническое решение (сопоставление тем в контрастной полифонии).

В музыке Мясковского военных лет все заметнее элегическое начало. Элегичность – не просто свойство поздней музыки композитора (проявившееся в сочинениях конца 1930-х гг. – вокальных циклах на стихи М. Лермонтова, С. Щипачева, Пятом и Шестом квартетах, Двадцать первой симфонии). Это особый взгляд на мир, отражение архетипа русского сознания.

Вполне закономерно кульминация творчества Мясковского военных лет – не симфония, а Концерт для виолончели с оркестром, до минор, соч. 66. Концерт создан в 1944, впервые исполнен 17 марта 1945 (солист Святослав Кнушевицкий, оркестр Всесоюзного радио, дирижер А. Орлов). Двухчастное сочинение (сонатное Lento, ma non troppo, и финал Allegro vivace) – шедевр Мясковского и классический образец жанра.

Рождающийся из тишиныи в нее же уходящий человеческий голос (главная тема первой части, повторенная в заключении финала) – тихая и скорбная песнь, «память сердца» Николая Мясковского.

Михаил Сегельман

Русский
Created by IMHO VI